Поиск по блогу

понедельник, 1 ноября 2010 г.

Наногуталин на нанообувь


«Ведомости» пишут: появился наногуталин, знаю есть нанофильтры для воды, друзья писали видели нанотуалетную бумагу. Покупать не стали, не по кошельку. Попа очень золотой станет. Обошлись без испытаний. Хотя полюбопытствовать решили, что за изделие. Самое удивительное, что это уже продается на вещевых рынках.
Наногуталин — не обязательно шарлатанство, считает академик Михаил Алфимов: чтобы кожа служила дольше, могут использоваться наноматериалы. Однако на всякий случай он советует инвесторам тщательнее проводить экспертизу проектов.
На сентябрьском совещании у Владимира Путина госкорпорация «Роснано» озвучила свое видение развития российской микроэлектроники и нанотехнологий. Гендиректор «Роснано» Анатолий Чубайс предложил обеспечить приоритетные закупки российской нанопродукции и направить на них часть бюджетов госкомпаний. Эти меры помогут «Роснано» выполнить поставленную перед ней задачу — довести к 2015 г. объем российского производства нанопродукции до 900 млрд. руб., из которых 300 млрд. руб. будет приходиться на проекты «Роснано». О том, что это могут быть за проекты, «Ведомостям» рассказал председатель научно-технического совета корпорации академик Михаил Алфимов
— Как вы оказались в научно-техническом совете «Роснано»?
— Нанотехнологиями я стал заниматься задолго до того, как была создана «Роснано». Моя научная работа связана с органическими нанообъектами, так называемыми супрамолекулярными системами. Когда в 2004 г. стартовала президентская инициатива по развитию нанотехнологий, меня пригласили руководить рабочей группой «Индустрия наносистем и материалы» Министерства образования и науки. При создании «Роснано» меня как опытного эксперта включили в состав научно-технического совета при корпорации.
— Каков сейчас его статус?
— Без рекомендации совета «Роснано» не может выносить решение о финансировании проектов. Совет анализирует проекты с трех точек зрения: относится ли проект к нанотехнологиям, насколько проект научно обоснован и является ли он технически реализуемым.
— Чем так хороши нанотехнологии?
— Речь идет о производстве материалов и устройств, основанных на управлении структурой вещества в диапазоне размеров 1-100 нм. Меняется структура вещества — меняются и его свойства, при том что химический состав может оставаться без изменения. Например, все биологические материалы имеют в своей структуре наноразмерные элементы, которые и определяют многие необычные свойства биоматериалов. Человечество подошло в научно-техническом прогрессе к такому этапу, когда мы подобно природе можем создавать искусственные наноструктурированные материалы и наноустройства.
— Является ли графен, создатели которого получили последнюю Нобелевскую премию по физике, продуктом нанотехнологий?
— Конечно! Углерод, основа всего живого, уникальный материал. Алмаз, графит, графен — все это разные «упаковки» одних и тех же атомов углерода. Графен — монослой атомов углерода, «большая и плоская» молекула из атомов углерода, имеющая уникальные свойства. Сегодня графен — это объект научных исследований, поскольку пока размеры графеновых пленок составляют всего около 1000 квадратных микрон. О промышленном его использовании можно будет говорить, когда ученые и инженеры научатся получать монослои площадью около одного квадратного сантиметра. А в перспективе графен может заменить кремний в микроэлектронике.
— Много ли примеров коммерческого использования нанотехнологий?
— Начну с производства элементов современной электроники, которые уже сегодня имеют размеры менее 100 нм. Другой проект, который финансирует «Роснано», — проект НПО «Сатурн» по выпуску режущих инструментов. Уникальные свойства инструментов связаны с тем, что разработчики научились создавать наноструктурированные режущие поверхности. Длительность эксплуатации этого инструмента на порядок превышает срок службы инструмента, не имеющего наноструктурированной рабочей поверхности.
В основе другого проекта «Роснано» лежат трековые мембраны для медицины. Вы можете настроить их таким образом, что они будут извлекать из крови вредные ингредиенты. Эти мембраны делаются в ядерном центре в Дубне.
Еще одно перспективное направление — гибкие полимерные светоизлучающие пленки. Представьте себе пленки, которые можно скатать в рулон и которые светятся как яркая лампа. Сфера применения таких материалов огромна, но главная — это освещение. Предполагается, что в недалеком будущем именно с использованием этих материалов будут создаваться все осветительные приборы, а также элементы одежды человека.
За счет широкого использования в производстве процессов самоорганизации вещества удастся повысить эффективность производства, снизить расход материалов и уровень загрязняющих окружающую среду отходов. Можно будет производить материалы и наноустройства для разных применений, не меняя ни производственный цикл, ни оборудование.
— Сейчас вещевые рынки заполонили «нанокремы» для обуви, предлагаются «нанофильтры для воды» и т. п. Как отличить шарлатанский проект от реального бизнес-плана?
— С наногуталином я не сталкивался. Но идея, в принципе, не бредовая: чтобы кожа обуви дольше служила, использование наноматериалов, в принципе, логично. Я уверен, что спекуляцию от реального нанотехнологичного продукта отличить может объективная экспертиза. Отвергать ничего не стоит, может быть, предложение или продукт — это маленькая инновация. Но есть масса людей, которые эксплуатируют термин «нанотехнологии» в своих целях. К ним надо относиться спокойно и просто не давать им денег.
Очень важно, чтобы проснулся интерес общества к нанотехнологиям. 50 лет назад американцы сделали вывод: «Мы вошли в эпоху микромира». И программы приобщения людей к этому миру они начинали с детского сада! Процент людей, которые будут делать гениальные открытия, вроде Гейма и Новоселова (первооткрыватели графена, удостоенные Нобелевской премии. — «Ведомости»), очень невелик. Неизмеримо больше процент инженеров, которые будут работать с нанотехнологиями, а их пользователями рано или поздно станем все мы. nanomaxxblog

Комментариев нет:

Отправить комментарий